Так получилось, что ароматы Cuir de Russie — один из немногих парфюмерных жанров, имеющих отношение к нашей стране. С одной стороны, они вызывают радость от того, что на парфюмерной карте мира наша родная страна тоже присутствует. С другой стороны, с этой группой ароматов связаны многочисленные заблуждения и военные коннотации.
Поэтому я решил написать об этой группе ароматов, чтобы развеять мифы вокруг русской юфти
Вероятно, с лёгкой руки кого-то из парфюмеров, незнакомых с историей, в интернете появилась псевдопатриотическая (для России) и милитаристская (для Запада) байка, связавшая Cuir de Russie с победой над Наполеоном. Мол, французы узнали про этот запах впервые, когда казаки торжественно въехали в Париж в 1814 году, и французские парфюмеры решили прославить необычный аромат казацких юфтевых сапог. Простые теории быстро приживаются в народе, и чем они проще, тем быстрее распространяются. Сегодня эта идея является самой популярной. Она старше других версий про кожаные балетки танцоров Ballets Russes и юфтевые сапоги русских дворян--эмигрантов, которые могут объяснить популярность ароматов Cuir de Russie в Европе после Первой мировой.
Но стоит уйти от политики и начать изучать историю обработки кожи, как появятся другие объяснения.
История кожи — это история её выделки: смягчения, дубления, окраски и ароматизации. В доисторические времена технология изготовления сыромятной кожи была похожей на всех континентах: в Европе и Америке, в Азии и Африке. Эскимосы и индейцы сохранили этот способ. Кожу скоблили, жировали, разминали — пергамент и веленевая бумага, индейские мокасины и овчинные тулупы, офицерские лосины и меховые парки алеутов были сыромятными. В случае голода их можно было сварить и съесть, ведь это была сырая кожа.
Позже, в зависимости от дубильного сырья, кожу стали выделывать по-своему в Турции и Венгрии, Испании и России. Выделка кожи была жутко вонючим производством (размачивание, гноение и бучение куриным помётом особенно), и готовая кожа тоже имела неприятный запах (желающие могут убедиться в этом на индийских или марокканских мануфактурах). Чтобы благородные господа остались довольны, кожевенных дел мастера стали пропитывать кожи ароматным масляным составом. Сама профессия парфюмеров во Франции была связана с ароматизацией кожи — парфюмеры были и мастерами изготовления перчаток (титул Maitres Parfumeurs et Gantiers был дарован в 1614 году), и Грасс в XVII веке стал центром этого ремесла. Грасские парфюмеры использовали амбру, цибетин, мускус, розмарин. Испанскую кожу (Peau d’Espagne) отдушивали розовой и жасминовой водой, корицей, амброй, камфарой, кедровым и сандаловым маслом, мускусом. Кожа в Италии пахла сладким миндалём, ирисом, мускусом, амброй и цибетином.
Русская юфть, в отличие от европейской кожи, имела запах берёзового дёгтя, но, несмотря на сильный запах, юфть хорошо покупали в Европе. Пропитывание дёгтем заменило длительное дымление или копчение, один из традиционных способов смягчения сыромяти, известный и славянам, и эвенкам, и монголам, и индейцам. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего (1645–1676) красная юфть из Казани вместе с золотом, сибирскими мехами и китайским чаем была одним из шести товаров в монополии царской казны. В XVI–XVII веках зарубежный спрос на русскую юфть был столь велик, что своего сырья не хватало, и русские купцы скупали шкуры из Малороссии и Ливонии для переработки в России. При Петре Первом (1718) юфть стали жировать смесью берёзового дёгтя и жира морского зверя ради большей водостойкости — и спрос на неё вырос ещё больше. Русскую кожу даже подделывали в Великобритании и Германии.
Так что парижан познакомили с русской юфтью вовсе не казаки, а купцы: европейцы хорошо знали русскую юфть и её характерный жирный дегтярный запах как минимум за полтора века до Наполеоновских войн. Водостойкая русская юфть использовалась европейцами для обуви и сумок, ремней и портсигаров, для обивки столов, кресел, стульев и дорожных чемоданов. В Британии русская кожа применялась для книжных переплётов, особенно юридических и священных книг. Русская кожа — это запах библиотеки и дух просвещения, это запах багажа путешественников и стремления узнать новые страны.
Ароматы Cuir de Russie выпускали многие легендарные парфюмерные дома: 4711, Volnay, Godet, Lubin, Guerlain, Houbigant, E. Coudray, Rigaud, Violet, Robert Bienaime, Bertelli, Agnel, L.T. Piver, Floris, Molinard, Mury, Roger & Gallet. Кто же первым создал аромат Cuir de Russie?
История ароматов Cuir de Russie начинается в XIX веке. Одеколоны и духи Cuir de Russie впервые встречаются в каталогах британских компаний Eugene Rimmel и The Crown Perfumery и французских Домов Georges Delettrez и Guerlain. Однако точно проследить дату создания не представляется возможным. Например, Cuir de Russie Guerlain разные источники датируют 1872, 1875 и 1890 годами, а Eugene Rimmel — 1865‑м и 1876‑м. Кто бы ни был первым парфюмером, выпустившим такие духи, — это был смелый человек, настоящий экспериментатор.
Дело в том, что в XIX веке приличными считались лёгкие цитрусовые и лавандовые одеколоны, иланговая и розовая вода, духи с ароматом фиалок. В середине века французская пресса порицала английскую королеву за неудачный выбор аромата для официального визита в Париж, мол, чересчур много мускуса. Если мускус был недостаточно приличным в глазах буржуазии, то аромат русской юфти считался просто грубым. В романе Эмиля Золя «Нана» есть такой пассаж: «…он узнавал запахи, носившиеся в воздухе, насыщенном газом: грубый запах русской юфти, аромат ванили из подвального помещения кондитерской, дыхание мускуса, вырывавшееся из открытых дверей парфюмерных магазинов».
Тогда парфюмеры создавали ароматы, чтобы открыть для себя новые рынки — Бразилию и Соединенные Штаты, Россию и Индию. Духи посвящали разным странам, были созданы цветочные духи Chinese Bouquet Eugene Rimmel и Bouquet Egyptien Borsari de Parma, Bouquet de Bresilien, Agua de Florida и Miel d’Angleterre… Для морозной России придумали Moskovskaya Slava Guerlain и Eau de Cologne Russe George Delettrez, тёплые амброво-кожаные ароматы. Вероятно, парфюмеры нашли тему Cuir de Russie потенциально интересной для русского рынка, если облагородить его согревающей амброй и бензоином, ладаном, миррой и другими благовониями.
Парфюмерный дом L. T. Piver утверждает, что идея Cuir de Russie появилась, когда казаки оттирали грязь со своих чёрных сапог белой берёзовой корой. По их мнению, казаки натирали кожаные сапоги берестой, чтобы придать сапогам водоотталкивающее свойство! Что возразить этим людям, не видевшим русской грязи, русских берёз и бескрайних степей? Теперь вы знаете что.
Текст: Сергей Борисов,
журналист парфюмерной
энциклопедии Fragrantica.ru