Бертран ДЮШОФУР

Имя Бертрана Дюшофура знакомо, пожалуй, каждому любителю ароматов. Его небезосновательно называют гением современной парфюмерии. Сложные филигранные сочетания, безупречное техническое воплощение и удивительное, неожиданное звучание — характерный, узнаваемый почерк мсье Дюшофура.

Для «Солнечного света» я работал с ингредиентами, создающими светящийся и жизнерадостный эффект. Цитрусовые, альдегидные, древесные, пряные ноты и очень тёплые цветочные ноты, такие как жасмин и подсолнух. 

Бертран ДЮШОФУР

В этом году произошло грандиозное событие. Бертран создал два аромата для нишевого проекта российской компании «Брокар». В рамках запуска бренда «Космогония» Бертран посетил Петербург, где состоялась презентация его ароматов для клиентов салонов «Парфюмеръ». О том, каково работать с российскими производителями, маэстро рассказал в нашем интервью.

Итак, Бертран, Вы здесь для того, чтобы презентовать новый бренд «Космогония». Это Ваша первая работа для российского нишевого бренда?

На самом деле и да, и нет. В данный момент я работаю с другой русской маркой, но эту информацию я пока не могу раскрывать. «Космогония» — моя первая завершённая работа для российского нишевого бренда, но не первая начатая. О другой моей работе вы узнаете в конце года, скорее всего.

И каково это — работать с русскими?

Знаете, достаточно просто. Я был приглашён к сотрудничеству Любовью Берлянской из компании BROCARD GROUP. Любовь очень умная девушка, настоящий профессионал своего дела. У неё большие знания и опыт в мире парфюмерии, она была эвалюатором в Firmenich. Кроме того, она точно знает, чего хочет, и может это объяснить.

В чём тогда заключается Ваша роль, роль творца, если Вам сказали, что и как должно быть в аромате?

Моя задача состоит в том, чтобы сделать то, чего от меня хочет заказчик, но сделать это в своём стиле, выразив себя, донеся идею аромата. При этом бывают заказчики, которые дают мне абсолютную свободу воли, и я могу делать всё, что мне заблагорассудится. И то, и другое интересно для меня как для исполнителя.

Как Вам кажется, аромат для российского рынка должен отличаться от ароматов для других стран?

Я знаю, что некоторые аккорды
нравятся русским больше, чем другим.
Фруктовые, например. Кроме того, в России очень ценят качество аромата, его проработанность, необычность. Поэтому в работе для них нужно много внимания уделять ингредиентам. В России люди страстные, здесь к парфюмерии относятся совершенно иначе, чем во Франции, например. Аромат для русских — это что-то особенное, поэтому здесь так любят нишевые бренды. А работать для страстных людей мне очень нравится. Можно быть по-настоящему искренним.

О чём ароматы «Космогония» для Вас? Как Вы представляете себе их образ?

Они оба о свете, о дуальности света. «Лунный свет» — это несколько интровертный аромат. Свет луны прекрасен, но не такой яркий, как свет солнца. «Солнечный свет» — наоборот, это что-то максимально экстравертное, очень яркое. Для «Солнечного света» я работал с ингредиентами, создающими светящийся и жизнерадостный эффект. Цитрусовые, альдегидные, древесные, пряные ноты и очень тёплые цветочные ноты, такие как жасмин и подсолнух. «Лунный свет» совсем другой, при том, что в нём используются будто бы те же группы ингредиентов. Скажем, в нём тоже есть цветы, но вот, например, мимоза — зимний цветок, она цветёт в феврале. Или, к примеру, специи, которые присутствуют в обеих композициях. Если для «Солнечного света» я использовал «горячие специи», то для «Лунного» — «холодные», такие, как кардамон. «Лунный свет» я нарисовал в сине-зелёных оттенках, здесь есть аккорд листа фиалки и акватические ноты. Он очень мягкий, полупрозрачный, холодный. Это тоже свет, но он отнюдь не такой могущественный.

Как долго Вы работали над этими ароматами?

Около года. Это достаточно долго, но это хорошо. Очень важно иметь возможность оценить, как аромат себя ведёт после мацерации (мацерация — технологический процесс, «настаивание» аромата, который длится от двух недель. — Примеч. ред.). Тут очень важно не спешить, это отработка деталей, та самая работа над качеством.

Как Вы считаете: есть ли разница между мужскими и женскими ароматами?

Мы привыкли работать над мужскими и женскими ароматами, используя разные компоненты. Женские ароматы более мягкие, чувственные, цветочные. Мужские — традиционно более свежие, динамичные, древесные, кожаные. Это некая традиция. Но мы всё дальше от неё отходим. Для нишевой парфюмерии вообще не свойственно это разделение. Я уже больше двадцати пяти лет создаю нишевые ароматы, и, работая над новым ароматом, я не думаю о гендере, я просто стараюсь воплотить нужное звучание.

Коли уж мы заговорили об этом, каково Ваше определение нишевой парфюмерии?

Как я уже сказал, это отсутствие привязки к полу. Это исключительные ароматы. Так как мы не должны создавать массовые коммерческие ароматы, мы можем сделать что-то выдающееся, действительно яркое, что-то, обладающее сильным характером. Сейчас нишевые ароматы становятся всё более популярными, и это тоже своего рода вопрос моды. Всё больше говорят о нишевой парфюмерии, и всё больше людей хотят узнать, что это такое.

Но если аромат становится популярным, и о нём все знают и носят его, остаётся ли он нишевым?

Нет, в этом-то и дело. Поэтому у нишевых брендов должна быть особенная дистрибуция и политика продаж: только несколько очень особенных магазинов с правильным подходом, и это должно строго контролироваться. И это было так. Но мы видим, как некоторые бренды после достижения определённого успеха становятся массовыми. В этом нет ничего плохого или хорошего. Это просто развитие рынка. Мы не контролируем это развитие, оно происходит по своим законам. Всё больше нишевых брендов выходит на рынок, всё больше ароматов запускается каждый год, и они занимают свою долю рынка. В начале двухтысячных существовало около двадцати нишевых брендов. Сейчас их около четырёхсот, это в двадцать раз больше. Есть определённое противостояние, своего рода война за потребителя между массовыми и нишевыми брендами. И, как следствие, крупные корпорации покупают нишевые бренды для того, чтобы получить контроль и за этим сегментом тоже. Это их стратегия.

Что Вам нравится в создании ароматов?

Мне нравится, что я всё ещё могу делать что-то новое и оригинальное. То, что я делаю, конечно, не всегда что-то принципиально инновационное. Но я стараюсь делать именно так. Это основное удовольствие для меня — создавать что-то необычное. Я хочу удивлять, я люблю удивлять, именно поэтому у меня всё ещё есть энтузиазм для работы. Количество ароматов на рынке с каждым годом увеличивается, и многие из них похожи друг на друга — это неизбежно. И в этой ситуации наша задача — делать что-то необычное. Это становится сложнее. А сделать необычное и при этом хорошее — это настоящий вызов. И сложность этого вызова заставляет меня продолжать работать.

Говоря «хорошее», что Вы имеете в виду?

Носибельное. Бывает, что аромат очень оригинальный, необычный, по-настоящему новый и совершенно плохой. Очень просто создать чрезмерный, безумный, несбалансированный аромат в попытке сделать что-то великое и непохожее на других. И что с этим ароматом делать? Парфюмерию покупают для того, чтобы её использовать, для того, чтобы становиться сильнее, для того, чтобы окружать себя мечтами, для того, чтобы привлекать внимание. Поэтому любой — даже самый необычный — аромат должен быть носибельным.

Есть ли бренды, с которыми Вам хотелось бы поработать?

Определённо есть некоторые, но я за этим не гонюсь. Честно говоря, я совершенно не знаю рынка, не знаю ароматов, которые на нём представлены. Я живу в своём мире, у меня очень много работы и совершенно нет времени для того, чтобы знакомиться с творениями коллег.

Тогда откуда Вы знаете, что создаёте что-то новое?

У меня есть друзья, которые отлично знают рынок. И они всегда могут мне сказать, делаю я что-то новое или обманываю себя. Я просто стараюсь сделать хороший парфюм, без оглядки на остальных.

Что Вас вдохновляет?

Природа. Пейзажи. Деревья. Земля. Даже листья: у листьев бывает совершенно удивительный, сложный, богатый аромат. Цветы — даже те цветы, которые, кажется, я отлично знаю, могут внезапно удивить. Поэтому я иногда открываю их для себя заново.

Есть ли у Вас аромат, который Вы хотели бы создать, аромат мечты?

Нет. Как только я задумываюсь о каком-то аромате, я воплощаю его очень быстро.

Для чего людям нужна парфюмерия?

Для того, чтобы мечтать. Аромат — это одновременно одежда, своего рода отличительный знак, он даёт людям новый силуэт и новую внешность; в то же время это тот мир, который окружает их, та реальность, которую мы можем сами для себя создать. То есть, это мечта человека о себе и мечта человека об окружающем мире. И, конечно, это просто удовольствие.

Как бы Вы рекомендовали людям выбирать аромат для себя?

Это очень хороший и сложный вопрос, на самом деле. Выбрать аромат очень непросто. Мне кажется, 90 процентов людей не могут выбрать хороший, подходящий аромат. Опираясь на рекламу, на бренд, на форму флакона, а не на сам аромат, они выбирают то, что звучит просто «более-менее», теряя при этом саму суть аромата — то, что он может дать человеку. 

Бертран ДЮШОФУР

Это основное удовольствие для меня — создавать что-то необычное. Я хочу удивлять, я люблю удивлять, именно поэтому у меня всё ещё есть энтузиазм для работы.