Интервью: Алла Довлатова

Рассказать друзьям

 

Алла Довлатова — актриса и радиоведущая, обаяние и талант которой очевидны и буквально ощущаются по эту сторону экрана, сцены и радиоприёмника. В её голос влюбляются даже не видя её, и это можно понять: эта женщина очевидно любит, очевидно любима, очевидно сильна и необыкновенно мудра и проницательна. Кажется, у неё всё по-настоящему и ничего не бывает наполовину. Что скрыто за этой широкой всесокрушающей улыбкой, кокетливым взглядом и глубоким бархатистым голосом мудрой красавицы — возможно, известно только её самым близким. Но кое-о-чём она всё же рассказывает, причём, в том числе на языке ароматов. О своих необыкновенных, сложных и близких отношениях с парфюмерией Алла Довлатова рассказала в интервью для нашего сайта.

— Как складывались Ваши отношения с парфюмерией?

— Очень менялись со временем, развивались логично и поступательно — как и все остальные отношения. Был, конечно, период взросления: когда обязательно должен был быть аромат, чтобы почувствовать себя взрослой. Сейчас уже понимаю: не стоило тогда активно душиться. Сам по себе аромат юного красивого тела девушки — самый ценный, эфемерный и не вечный, к сожалению. Сейчас его уже не вернуть. Но тогда это казалось необходимым. Самым ценным подарком — помню это отлично — были духи, конечно же «настоящие французские». Насыщенные, шлейфовые, плотные. Периодически я отказывалась на какое-то время от парфюмерии вообще. В последний раз — во время первых самых романтичных моментов влюблённости и потом свадьбы с моим нынешним мужем. У меня этот период затянулся года на четыре.
Сейчас парфюмерия не кажется мне необходимой, но я использую её для воздействия на окружающий мир. Мне кажется, с помощью аромата и правда можно воздействовать на людей, на мир, на ситуацию — и менять всё в определённом ключе.

— Почему Вы не пользовались парфюмом в период «особенно романтичных отношений»?

— Мне не хотелось. В периоды особенно острого счастья мне кажется, что любой парфюм меня испортит. Я буквально чувствую собственный аромат, и мне кажется, что он лучше любых духов. Вот в этот момент яркой вспышки особенно сильной страсти (который, как я уже говорила, в моём случае продлился несколько лет) кажется, собственных феромонов очень много — настолько, что их запах совершенно различим. И этого вполне достаточно. Их не надо заглушать, перебивать или переиначивать. Помните, у Зюскинда в романе самым красивым ароматом был аромат чистого тела? Я вообще очень люблю роман «Парфюмер», он кажется мне очень правдивым. Я постоянно прокручиваю в голове какие-то моменты из него и по-новому их осознаю. И когда мы с мужем вдвоём, мне кажется, мой аромат для него приятнее, чем любой парфюм. Я думаю, для интимного общения друг с другом люди не должны использовать парфюмерию, если они друг другу по-настоящему приятны и интересны. Вдыхать запах другого человека — это же тоже способ познания, очень важный, необходимый и приятный.

— Парфюмерия — что это для Вас?

— Аксессуар. И аксессуар — не как украшение, а как дополнение к образу. Причёска макияж, свежесть — это то, что украшает. А аксессуар — какой-то особенный самостоятельный элемент образа, нужный для чего-то. Для привлечения внимания, для произведения впечатления — в зависимости от целей. При этом, для меня парфюмерия — это конечно любовь и удовольствие. Я действительно умею выбирать и носить её. И я постоянно слышу комплименты: «О боже, какой аромат!» И есть в этом для меня какая-то необъяснимая магия — в том, как запах вызывает какие-то эмоции. Вы же наверняка помните ощущения, когда вдыхаешь запах макушки ребёнка? Даже описать этот запах толком невозможно, не то, что воссоздать, но какое тепло он вызывает внутри, какую радость, трепет, мурашки. И это вот то самое проявление воздействия ароматов, о котором я говорю.

— Как Вы выбираете ароматы?

— Интуитивно. Для меня выбор аромата — это конечно, не какой-то рациональный процесс, построенный на логике и размышлениях. Это прислушивание к собственным ощущениям и эмоциям. Чувства — это самый важный аспект в этом и буквально и метафорически. Нужно проследить за своими чувствами, а это нужно уметь, и для этого тоже нужна определённая жизненная мудрость и опыт. Очень важно — по крайней мере для меня — день в день. То есть, я прихожу за ароматом в твёрдой уверенности, что сегодня я ничего не куплю — что бы ни было. Во-первых, это позволяет просто отдаться наслаждению от процесса. И не думая ни о чём просто вдыхать, ощущать, вслушиваться, любоваться, не обращая внимания на название, цену, объёмы, какие-то доводы разума. И это то, что мне действительно нравится. С рациональной точки зрения для знакомства с парфюмом, конечно, нужно время: вечер, ночь. Я наношу понравившийся аромат на руки, беру с собой блоттеры с этим парфюмом и ухожу: гулять, по делам, домой. Через какое-то время запахи рук и блоттеров начнут значительно различаться. Обязательно должны различаться, это для меня тоже очень важный критерий — чтобы мои руки, моя собственная кожа, мой запах вступал во взаимодействие с ароматом, влиял на него. И вот если на моих руках аромат звучит лучше, чем на блоттере — значит он мне подходит, если нет — значит он просто не мой, и с аргументом «не мой» уже никакие рациональные доводы не работают, и это очень правильно.

— Можете ли Вы сказать, какие направления ароматов Вам нравятся?

— Я люблю, чтобы аромат был богатым, чтобы у него было как минимум три по-разному звучащих стадии раскрытия: то, что классически называют нотой головы, нотой сердца и шлейфом. Но если в нём больше этих самых «нот», если он в течение долгого времени периодически раскрывает разные свои грани, и этих граней больше — это ещё лучше. Я люблю, когда в аромате есть и свежесть и сладость одновременно. В мужских мне нравится аромат ладана. А в женских — сирень, пионы, амбра, мускус, миндаль — обязательно миндаль. Наверное, это можно назвать сложными цветочными ароматами.

— Что сейчас есть в Вашей коллекции?

— Сейчас мой фаворит, которым я пользуюсь практически каждый день — это фруктовый аромат от Miller Harris. Мне очень нравится «Любовь в воздухе» House of Sillage. Но это ароматы для лета. Зимой предпочтения меняются, зимой мне нравятся максимально тонкие восточные ароматы, обязательно тонкие. У меня сложные отношения с восточными ароматами. Для меня они могут быть удушающими, чрезмерными, громкими, доводящими до головной боли. Я тонко чувствую ароматы, и в связи с этим поездка в Арабские Эмираты для меня, например, наполнена не только приятными ощущениями. Их парфюм для меня — это испытание. То, как там принято пахнуть — это же нечто совершенно невообразимое. Я обожаю золотые базары и бывала бы там чаще, но постоянная взвесь животных запахов, пряностей, смол, и всё это одновременно и неумеренно — это трудно переносить сильно портит наслаждение от шоппинга, да и отдыха в целом.

— Насколько для Вас важны ароматы других людей?

— Ну, например, мужа воспринимаю «по запаху». И это для меня настолько важно, что я могу попросить его поменять гель для душа, который мне не нравится, который не подходит ему с моей точки зрения. Я очень остро реагирую на парфюм дргуих людей — причём, как в положительном, так и отрицательном ключе. Иногда чей-то запах может меня практически очаровать, и я наслаждаюсь им как завороженная, но я никогда не спрашиваю, что это за парфюм. Я понимаю, что это просто в данном случае он так раскрылся, и на других людях и в других обстоятельствах он будет звучать иначе, так что его название не имеет никакого смысла для меня. А бывает, что собственный запах у человека — ужасный. Или парфюм — невыносимый. И тогда это мучение, и построить какую-то эффективную коммуникацию с этим человеком совершенно не представляется возможным, и когда он уходит, я с наслаждением наконец-то могу дышать. Тот случай, когда «если женщине просто не нравится звук твоего голоса, аргументы бессильны». Вот если аромат не нравится, то вообще любое оружие бесполезно.

— А в обратную сторону это работает?


— Это сложный механизм, но если человек мне не понравился, только сильный аромат может позволить мне не почувствовать некой антипатии. Приходит человек с лёгким ароматом, и улыбка у него открытая, глаза улыбающиеся, и в восприятии срастается целостный образ, я понимаю, что всё совпало: и аромат и человек.
А бывает, встречаешь человека, и он какой-то слишком серьёзный, закрытый. И это, конечно совсем не плохо, нет, мне просто не нравится такой типаж. Но вот если он будет использовать яркие лёгкие ароматы, лично меня он сможет отвлечь от своего визуального образа. И произвести на меня определённое впечатление — того, что мы похожи, понимаем друг друга и сможем найти общий язык. Ароматом легко можно «сбить прицелы». Но для этого одного парфюма мало. Нужно иметь определённый арсенал для воздействия на разных людей в соответствии с их предпочтениями.
Мне кажется, фраза Зюскинда «Кто владеет запахом — тот владеет сердцами людей» — это правда. Наверное, так ароматы и надо использовать.

— Вы умеете?

— Пока нет, но понимаю, что это точно как-то работает. Меня часто спрашивают о том, чему я хотела бы научиться. И я в первую очередь думаю, конечно, о том, чего не хватает мне в профессиональном плане, а это, например, языки. Но вот умение обращаться с ароматами, создавать что-то особенное, воздействовать на мир с их помощью, строить свой образ — это, пожалуй, было бы интереснее и полезнее.

— Есть ли у Вас какая-то мечта, связанная с парфюмерией?

— Моя мечта — создать свой собственный аромат. Я понимаю, что это достаточно долгий процесс. Некоторое время назад мы были со съёмочной группой в Лондоне, в парфюмерной компании, которая делает индивидуальные ароматы. Они говорили, что на создание аромата для Мадонны ушло полтора года.

— Каким он должен быть?

— Это должен быть именно такой аромат, как я люблю: цветочный аромат со сложным шлейфом. Лёгкий. И он должен очень многогранно раскрываться. Раскрываться не тремя основными нотами — а десятью — максимально возможным количеством разных, не похожих один на другой оттенками.

— Это отображение Вашего характера?

— Цветочная лёгкость — это то внутреннее состояние, которое я транслирую в мир. Я действительно лёгкий человек — это не скромность и самовосхваление, нет, у меня полно недостатков, и я свободно о них говорю. Лёгкость отношения к жизни — это защитная реакция психики, схема сохранения себя, совершенно необходимая при моей эмоциональности. Я не помню обид, я легко переживаю плохое, выкидываю ненужное. Сложность и многогранность — это тоже изнутри. Я очень переменчивая, очень разная. Во мне одновременно очень много всего происходит. Но такие ароматы мне нравятся не потому, что я решила для себя, что я такая, и мне должен нравиться такой парфюм. Это некий индикатор того, что я в процессе своих парфюмерных поисков могу быть достаточно честной с собой, хорошо понимаю, что я в действительности чувствую и нахожу для себя то, что мне действительно подходит, не соглашаясь на компромиссы. Ведь аромат — это тот язык, на котором ты общаешься с миром, и на этом языке тоже можно говорить правду, а можно лгать. А можно кокетничать. Совсем немного.