Какие же они, мужские парфюмерные архетипы?

Мужская парфюмерия в своём развитии следовала примерно по пути мужской моды и моды как таковой. Уже несколько тысяч лет назад люди осознанно использовали ароматы в своём быту.

Любые рекомендации по подбору ароматов для дополнения образа — не строгие правила, от которых нельзя отступать, это просто универсальные решения, минимизирующие возможные ошибки. Самым правильным способом выбрать ароматы для себя остаётся дегустация, сопровождаемая опытным консультантом, с выбором нескольких вариантов и дальнейшим их «разнашиванием». И сам процесс выбора — ничуть не менее увлекательный, чем последующее ежедневное наслаждение собственной парфюмерной коллекцией.

Поначалу они отвечали за коммуникацию с богами, потом переняли на себя обязанность взаимодействовать и со всем окружающим миром тоже: должны были привлекать внимание к своему владельцу, сообщать о его статусе, украшать, помогать в соблазнении — словом, окружать определённым ореолом, который помогал бы доносить до мира определённую легенду.

Всего несколько веков назад парфюмерия как таковая, то есть, сочетания нескольких разных парфюмерных компонентов, созданные осознанно, с заранее определённой задумкой, были доступны только очень богатым людям. Это были дорогие, сложные композиции, обильно используемые не только в качестве ароматного аксессуара, но и в качестве средства для гигиены. Постепенно с развитием химической промышленности ингредиенты для парфюмерии удешевлялись, упрощалось производство, и ароматы из удела исключительно богатых людей стали практически общедоступными. При этом отношение к мужской парфюмерии как таковой тоже претерпело определённые изменения. До 20‑го века практически не существовало разделения на мужские и женские ароматы, в начале 20‑го века парфюмерия — как и многие другие атрибуты красоты и привлекательности — стала ассоциироваться только с женщинами, в это время производство и реклама сосредотачивались исключительно на дамах. Ароматы стали чем-то вроде моветона для мужчин, они не хотели ассоциировать себя с женщинами. Именно поэтому производители стали разделять парфюмерию по гендерному признаку. Специальные ароматы «для мужчин» должны были утратить ассоциацию с женщинами и, наоборот, закреплять за своим владельцем статус мужчины. В начале 21‑го века ситуация (в моде, да и в мире вообще) кардинально изменилась, и к власти пришли свобода, комфорт и унисекс.

Сейчас нет строгих правил, регламентирующих «мужское» и «женское», тактически победивший феминизм не ознаменовал наступления матриархата или реального равенства полов, он принёс с собой новую этику, согласно которой атрибутировать себя или кого-то другого с точки зрения расовой или гендерной принадлежности настолько же недопустимо, как дискриминировать кого-то по расовому признаку.

Сейчас Вы можете выглядеть и пахнуть так, как Вы сами этого хотите — без оглядки на чьи-то представления о том, что должны или не должны делать мужчины или женщины.

При этом, роль парфюмерии как одного из важнейших коммуникационных каналов остаётся прежней. По одёжке всё ещё встречают — и не зря.

Мы можем сколько угодно говорить о том, что человек имеет право выглядеть,  как хочет, но о мужчине в безупречно отглаженной белой сорочке и идеально сидящем классическом костюме мы вынесем одно суждение, а о мужчине в чёрном балахоне и массивных ботинках на тракторной подошве — другое, и это суждение будет преследовать нас в каждый момент общения с этим человеком.

Аромат при этом действует более тонко, мы можем даже не осознавать в точности, откуда взялись те или иные эмоции. При этом, они продиктованы парфюмерией, которая, как ни крути, вызывает определённые ассоциации. Этот ассоциативный ряд во многом связан с парфюмерной традицией, которая формировалась в течение многих десятилетий.

Аромат — это зашифрованное определённым образом послание, и чем лучше мы понимаем код, на котором это послание шифруется, чем лучше знаем контекст и особенности воздействия ароматов, тем точнее мы сможем подобрать для себя парфюмерию, которая станет той самой короткой дорожкой между нами и миром. И создать тот образ, который поможет нам в достижении собственных целей.

 

Какие же они, мужские парфюмерные архетипы?

«Классический»

Строгий костюм с как бы небрежно расстегнутой нижней пуговицей пиджака. Идеально отглаженная сорочка, манжеты которой слегка выглядывают из рукавов. Ничего лишнего. Безупречная простота. Лаконичная строгость.

Такой стиль одежды может быть обусловлен строгим дресс-кодом на работе или склонностью к рациональности и порядку и высокой самодисциплиной. Как правило, это люди, для которых работа имеет большое значение, а внешний вид — один из инструментов работы.

Синонимами классического стиля в парфюмерии традиционно считаются шипровые и фужерные ароматы. Контраст бальзамической мшисто-ладанной базы и холодной свежей ноты головы — как контраст чёрного и белого — автоматически придаёт образу продуманность и некую торжественность, даёт чётко понять, что образ составлен не случайно, разные его элементы подбирались друг к другу с определённой целью. Здесь важно выбрать хорошо собранный аромат, чтобы ни один аккорд не перетягивал одеяло на себя, при этом парфюм должен быть достаточно стойким, чтобы его не нужно было обновлять в течение дня.

Стоит ориентироваться на композиции со свежими, цитрусовыми, фруктовыми и цветочными нотами головы. Слишком ярких ароматов с выраженными восточными или кожаными акцентами в этом случае стоит избегать, чтобы аромат не привлекал к себе избыточного внимания. Чопорная и строгая лаванда тоже будет как нельзя более к месту.

 

«Спортивный»

Спортивный стиль — это не обязательно одежда для тренажёрного зала с характерной атрибутикой. В первую очередь — это комфорт и простота: свободные футболки, джинсы, удобная обувь, натуральные ткани и высокое качество исполнения — всё для того, чтобы не ограничивать своего владельца ни в чём.

Не так важно, сколько этому человеку лет и чем он занимается, он ценит прежде всего свободу и комфорт, живёт в своё удовольствие и делится им с другими.

Вряд ли с этим любителем свободы и движения будут гармонично сочетаться тяжёлые, сложные, навязчивые ароматы, они будут идти вразрез с его образом, оставляя у окружающих некоторое сомнение в искренности (как сказали бы психологи — «конгруэнтности») такого человека. Кроме того, кожа людей, привыкших много двигаться, очень активно раскрывает ароматы. Ароматические молекулы быстрее испаряются с поверхности, что делает звучание аромата более интенсивным, а значит, тяжёлые, насыщенные композиции на активном человеке могут звучать просто удушающе.

Спортивными можно назвать практически все цитрусовые и фужерные композиции со свежей или цитрусовой нотой головы. Сюда же можно отнести холодные акватические и озоновые ароматы, некоторые фруктовые и ягодные — из тех, что не отягощены излишней сладостью. При выборе спортивного аромата важно всё же помнить об индивидуальности и красоте — потому что с простотой тоже важно не переборщить, не дойти до безвкусицы и пошлости. Спортивные ароматы пользуются большой популярностью, зачастую делаются очень похожими друг на друга и выпускаются огромными тиражами, но, если ответственно отнестись к поискам, можно найти отличный небанальный вариант. Всего один-два ярких неожиданных акцента выделят композицию из сотен себе подобных и позволят владельцу создать абсолютно комфортный, но при этом яркий и запоминающийся образ.

«Привлекательный»

И всё же для многих — и мужчин, и женщин — аромат (как и весь образ) — это, в первую очередь, инструмент соблазнения, их главное оружие в покорении сердец.

Мужчины-похитители сердец узнаются не по деталям одежды. Их узнаёшь по озорству в глазах с прищуром. По вальяжной, уверенной походке. Кошачьим движениям. Отточенным шуткам, безупречной выверенной речи. Нарочитая небрежность и отстранённость, бархатистый голос… и, если Вы обратили на это внимание, сопротивляться уже бесполезно. Охота удалась.

Своего рода афродизиаками — веществами, способными пробудить или усилить желание — в парфюмерии считаются анималистические аккорды и специи — ноты, на которых основаны ароматы из семейства «восточные».

Анималистические, или животные, ноты в парфюмерии — это в основном амбра, мускус, кастореум и цибетин. Их объединяет не только то, что когда-то для их производства были необходимы животные (сейчас в парфюмерии используются синтетические и растительные аналоги), но и определённая общность звучания. «Животное» в этих нотах узнает даже неспециалист, сами по себе они достаточно неблагозвучны, но, будучи частью сложной композиции, добавляют ей подлинного богатства и глубины. Эти ноты, как правило, достаточно «диффузные», «громкие», активные — они действительно способны обеспечить нужное внимание своему владельцу. Важно (как и во всём, впрочем) не переборщить: всё же главная роль должна доставаться мужчине, а не парфюму.

Специи — гвоздика, корица, имбирь, перец — щекочут наши рецепторы, делая пищу вкуснее. Подобно этому особенный вкус жизни придают ароматы специй — как иначе объяснить магнетизм восточной парфюмерии?

Восточные ароматы — всегда яркие, всегда заметные, они обязательно привлекают, обязательно очаровывают, фокусируя на себе, будто размывая весь остальной фон.

«Респектабельный»

Твидовые костюмы, пиджаки с заплатками на рукавах, безупречный шёлковый платок, торчащий из кармана, жилетка — это не «ретро-стиль», это элегантность вне времени, традиционная аристократичность почтенных английских лордов или уверенных в своём будущем интеллектуалов из лиги плюща.

Ошибочно будет считать приверженцев подобного стиля любителями старины. Это ценители традиций, понимающие их важность, способные видеть красоту в иррациональном, не имеющем практической выгоды. Они не отказываются от изобретений современности, бесспорно, облегчающих жизнь и дарящих новые возможности, они просто не спешат отворачиваться от того, о чём многие забыли, от атрибутов прошлых десятилетий, которые способны сделать жизнь чуточку красивее и чуточку полнее.

Вневременная элегантность в мужской парфюмерии — это, пожалуй, древесные ноты. При всём их многообразии они во многом похожи в своём звучании: спокойное тепло без чрезмерности, сдержанная мужественность, изящество без капли нарочитости. Вдумчивый и размеренный — вот как можно охарактеризовать тот образ, который внушает нам томное, завораживающее звучание тёплых, сильных и надёжных древесных нот.

 

«Экстравагантный»

Иногда привлечение к себе внимания — это самоцель, яркость образа — это просто мегафон, который используется для более эффективного донесения собственной идеи миру. Фотографы, журналисты, актёры — «свободные художники», да и просто те, кого мы называем «творческие личности». Не ограниченные рамками дресс-кода, они превратили свою внешность в экран, на который выводится яркая метафоричная проекция их внутреннего мира. И иногда для того, чтобы нарисовать этот мир достаточно точно, нужны самые затейливые краски.

Авангардная парфюмерия — то, чем не пришло бы в голову пахнуть людям ещё несколько десятилетий назад. И если запахи бетона, спермы, крови и продуктов жизнедеятельности животных — это удел самых смелых, то позволить себе гурманику (очевидные «съедобные» ноты, обычно ноты сладостей) может практически любой мужчина, если хочет выбрать для себя аромат, который будет рассказывать миру о творческой натуре своего владельца. Как бы странно это ни звучало, ноты сладостей в мужских ароматах — это достаточно смелый шаг: мы привыкли, что сладости — и в качестве парфюмерной ноты тоже — это удел женщин.

Гурманские ноты отнюдь не обязательно делают композицию сладкой. Ноты сухофруктов гармонично вплетаются в восточные и кожаные композиции, придавая им пикантности, глубины и роскоши. Ваниль и карамель нежно подсвечивают дымные и смолистые аккорды, добавляя контрастности и объёма в композицию. При выборе такого аромата особенно важно соблюдать баланс: аромат, который мы носим, — это то, чем мы в буквальном смысле слова дышим, поэтому эпатаж эпатажем, а парфюм должен обязательно нравиться своему владельцу.

«Брутальный»

Очевидная мужественность образа — достаточно смелый жест сам по себе. Во-первых, в тренде демократичность и унисекс. Полутона, намёки, многослойность, многосложность — никакой категоричности. Вместо чёрного и белого — оттенки серого во всех смыслах слова. Политкорректность и вечный компромисс. Во-вторых, патриархальный мужчина вместе с принятием своей маскулинности взгромождает на свои плечи груз ответственности, который существенно осложняет жизнь. Совершенно не ясно, зачем делать это современному человеку, когда можно жить беззаботно и легко. Тем не менее, мужчины, подчёркивающие свою гендерную принадлежность, всё ещё существуют. Расстегнутая на груди рубашка, кожаная куртка, борода, грубые ткани и никаких пастельных оттенков и ярких принтов. Современный викинг.

Самая брутальная, совершенно неполиткорректная, бескомпромиссная нота — это кожа. «Нота кожи» в парфюмерии — это совсем не аромат человеческого тела. Традиционно кожаный аккорд составлялся из берёзового дёгтя, табака и пачули. Это очень яркий, невероятно громкий компонент, который всегда играет главную роль, всегда звучит немного избыточно и никогда не оставляет равнодушным, вызывая либо любовь, либо ненависть.