Парфюмерные ИНГРЕДИЕНТЫ

Парфюмерные ингредиенты — тема, в которой в действительности ориентируются немногие. Для того, чтобы досконально в ней разобраться, нужны глубокие знания в области органической химии и технологии производства ароматов, а похвастать ими может отнюдь не каждый.

Уместить все необходимые знания в одну книгу, а тем более в одну статью невозможно, а тратить годы на изучение этой темы не нужно почти никому, так что мы попробуем разобраться только в самых основных аспектах.

Из чего же, из чего же

Одеколоны, туалетные воды, парфюмированные воды, духи и даже твёрдые духи состоят из спирта, воды, парфюмерной композиции и недушистых вспомогательных веществ (они могут снижать испарение аромата, могут выступать растворителями, могут окрашивать раствор — в парфюмерии иногда используются красители, и это совершенно нормально). 

Для производства твердых духов применяются смеси воскообразных и жировых веществ, для сухих — различные порошкообразные вещества (тальк, асбест, крахмал и так далее).

Парфюмерная композиция — это смесь различных пахнущих веществ. Они могут быть натуральными и синтетическими. Натуральные в свою очередь могут различаться по технологии извлечения из сырья.

Натуральные и синтетические

Есть масса стереотипов, которые сводятся к тому, что натуральное априори лучше (а, следовательно, дороже) синтетического. И это конечно не так, и не только в случае с парфюмерией, но мы сейчас именно о ней.

Многие ароматы нельзя получить, используя только натуральные компоненты (например, запахи сирени и ландыша — очень важные и любимые многими ноты). То есть, составить многие композиции во всей их красоте, используя только натуральные компоненты, попросту не получится. Почти все анималистические (животные) ноты в современном мире получаются именно химическим путём — и это как минимум гуманно по отношению к животным.

«Пирамида» и компоненты

Так называемая «формула», которой теперь снабжается практически каждый аромат — это просто маркетинговый инструмент. Это те оттенки, которые вы можете почувствовать в своём парфюме (или те, которые почувствовал кто-то другой). Они нужны для того, чтобы ещё до дегустации вы могли понять примерное настроение аромата, по своему опыту оценить, насколько он вообще может вам понравиться и подойти. Заявленная в «пирамиде» нота кофе совершенно не означает, что в аромате присутствует что-то, имеющее отношение к кофейным зёрнам.

Зависимость стойкости от состава

Стойкость аромата напрямую зависит от ароматических компонентов, входящих в его состав. Более «летучие» вещества (компоненты с более лёгкими молекулами) легко испаряются с кожи, а, значит, аромат исчезает быстрее. Как правило, цитрусовые и зеленые ноты более «летучи», чем животные или древесные. Но от концентрации или натуральности компонентов это не зависит. 

Концентрация аромата

От концентрации аромата не зависит ни его стойкость, ни интенсивность, ни так называемая «диффузность» (способность аромата распространяться на расстоянии от своего владельца). Всё это — индивидуальные показатели для каждого конкретного компонента, и только сумма (произведение или какое-то другое сложное математическое действие) показателей всех ингредиентов аромата определяет его интенсивность и стойкость. С небольшими поправками на условия окружающей среды, особенности нанесения и особенности кожи.

Как бы то ни было, ингредиенты — это всего лишь краски, с помощью которых парфюмер создаёт свои произведения. По-настоящему великие ароматы — это некая магия, которая подвластна немногим подлинным мастерам своего дела. Это ароматы, красота которых — в необъяснимой синергии компонентов. Расшифровать процесс создания таких композиций и объяснить на языке компонентов, в чём гениальность одних и бессмысленность других, пока не удалось никому.

Ваниль — это собственно род многолетних лиан семейства Орхидные (Orchidaceae). По легенде, королю Теництль III жена родила прелестную девочку. Она была столь красива,  что родители не могли отдать её в жены смертному мужчине. Поэтому девушку сделали жрицей богини урожая Тоноакайохуа, от благосклонности которой зависело выживание всего народа. В обязанности Утренней Звезды (так назвали девочку) входило украшение храма и жертвоприношения. Однако однажды девушку полюбил прекрасный принц Молодой Олень, а Утренняя Звезда ответила ему взаимностью, влюблённые сбежали, но жрецы храма поймали их и обезглавили, их сердца преподнесли богине Тонакайоуа, а тела бросили в пропасть. В месте, где пролилась кровь влюблённых, через некоторое время вырос куст. За несколько месяцев он достиг человеческого роста, и его обвила появившаяся изумрудная лиана, которая потом зацвела прекрасными орхидеями. Когда цветы отцвели, образовался плод. Созрев, он стал испускать такое благоухание, которое ранее никто не встречал. Позже из него сделали пряность, получившую название ваниль.

 

Кумин, известный нам также под названием зира, — одно из древнейших растений, культивируемых человеком. Считается, что зира обладает тонизирующим эффектом, способна избавить от болезней и даже увеличить количество молока у кормящей женщины.

 

Ладан, или фимиам, — это смола кустарника Boswellia carteri, его называют благовонием святости. В Древнем Риме ладан использовался в погребениях и в культе императора, поэтому он поначалу был отвергнут христианами, но позднее всё же был включен в культовое употребление. Дым от ладанных воскуриваний расценивали как символ пути души на небеса или как возносящуюся к небесам из толпы верующих молитву, ладан был в числе даров, принесённых волхвами новорожденному Иисусу.

Название «мирра» происходит от греческого Myrrha (араб. мурр — горький), это ароматическая смола, вытекающая при повреждении коры ствола тропических деревьев или, скорее, кустарников рода коммифора, семейства бурзеровых, того же семейства, что и ладан. Мирра, или Смирна, в древнегреческой мифологии — дочь царя Кипра Кинира и Кенхреиды, мать Адониса. По преданию, она воспылала грешной любовью к своему отцу и, представившись чужим именем, возлегла с ним во время праздника Деметры, в темноте, когда он не мог её узнать. Узнав об обмане, отец решил убить её, но Мирре удалось бежать. Потом, в Сабейской земле она превратилась в мирровое дерево, а из щели в её коре вытащили младенца Адониса.

 

Пачули. В эпоху наполеоновской империи пачули стали невероятно популярны среди аристократии, причина этого скрывалась в индийских шалях: дамы носили неоклассические туники и, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали, которые на Востоке традиционно прокладывали сухими пачулями, чтобы уберечь ткань от моли. 

 

Роза. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. По другой легенде, роза появилась вместе с богиней любви Афродитой. Когда Афродита вышла на берег, хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко-красные розы.

 

Цитрусовые активно используются в парфюмерии во всех ипостасях, используют и цедру, и сок, и кожуру, листья, древесину, кору и цветы многих цитрусовых деревьев. Цитрусовые ароматы называют гесперидными, и они обладают узнаваемым ярким тонизирующим звучанием.

 

Амбра (от араб. анбар), серая амбра — твёрдое воскоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов. Обычно встречается плавающей в морской воде или выброшенной на берег. В древние времена амбра слыла ценнейшим лекарством, практически панацеей от всех болезней.

Бобы тонка — это плоды дерева Dipteryx odorata (Диптерикс душистый), их аромату приписывается гипнотическое эротизирующее действие, с этим в том числе связано их активное использование в мужской парфюмерии.

 

мускус — сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами некоторых животных (кабарги, ондатры, мускусной утки), но его можно получать и из растений, и, конечно, химическим путём. Говорят, Жозефина, покидая императорский дворец, пропитала его стены мускусом, чтобы её аромат остался с Наполеоном навсегда и чтобы досадить новой жене Императора.

 

Кориандр. Второе название — кинза, однако в парфюмерии используются именно плоды, а не зелень. Древние греки и римляне использовали его в качестве афродизиака.

 

Кастореум, или струя бобра, — ароматическое вещество, которое вырабатывается у бобров в прианальных препуциальных железах, относящихся к пахучим. 

 

Лабданум. Эфирное масло ладанника получается из листьев и веток Ладанника (Cistus ladaniferus), именно его называют ладанником или европейской каменной розой. На Среднем Востоке это густое темное масло считается священным, маслом пророков, и, если втереть одну его каплю в «третий глаз», вам откроется видение будущего.

 

жасмин. Название  происходит от персидского слова «ясмин», которое означает «благоухающий цветок». 

Древняя индийская легенда повествует о принцессе Жасмин, которая безумно влюбилась в бога Солнца, но тот отверг её. Принцесса не перенесла отказа и покончила с собой. Тогда печальный бог солнца собрал пепел, оставшийся от девушки, и превратил его в прекрасное дерево. Цветки жасмина распускаются только ночью, чтобы выпустить на волю душу прекрасной девушки, но не тревожить бога Солнца. Сам жасмин стал сильнейшим афродизиаком.

 

Гальбанум (или гальбан) — это засохший сок растения Ферула камеденосная. Считается, что его аромат успокаивает душу, а ванная с ним ласкает тело.

 

Дубовый мох. Тут основная легенда, наверное, в названии. Дело в том, что дубовый мох — это вовсе не мох, это лишайник, Эверния сливовая (Evernia prunastri), и растёт он не только на дубах, но и на деревьях других пород.

 

О корице рассказывали, в частности, что её добывают в гнезде птицы Феникс, которой предлагают в обмен куски мяса; или собирают ее в рощах, дорогу к которым охраняют тысячи ядовитых змей… Впрочем, авторами этих легенд были предприимчивые купцы, которым выгодно было овеять корицу ореолом тайны: это делало их экзотический товар более востребованным, а, значит, дорогим.

 

Лаванда. Говорят, римляне назвали растение лавандой, от латинского lava — мыть, потому что добавляли его в ванны для свежести и аромата. В древности лаванда имела огромное значение, её аромат сопровождал знатных людей в течение жизни и даже после смерти: лаванда входила в состав мазей для бальзамирования. В 1922 году остатки лаванды были найдены в запечатанных урнах с благовониями в гробнице Тутанхамона, и запах её сохранился спустя несколько тысяч лет.

 

Фиалка. По легенде, жила в одной деревне девушка Анюта, верившая каждому слову и находившая оправдание любому поступку. Однажды она полюбила юношу, который испугался её любви и поспешил в дорогу, пообещав, что скоро вернется. Долго ждала Анюта своего возлюбленного, глядя на дорогу, и медленно умирала от грусти. А на месте её погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. 

 

Бензойная смола известна ещё как росный ладан, это смола растения стиракс.

Сладко-ванильный запах бензойной смолы сопровождал девушек с 18 века, спиртовая настойка с бензоем и лавандой называлась «молоко девственницы. У оккультистов росный ладан считается одним из «демоноборческих» компонентов, изгоняющих зло и недобрых духов.

 

Ирис. По легенде, однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Её осколки упали на землю и проросли цветами — ирисами. По другой легенде, ирисы появились  из слез рыбачки, которая часто плакала, тоскуя о муже.

 

Тубероза. Восточно-индийское название туберозы «Раткирани» переводится как «королева ночи». На хинди и в Бангладеш её название означает «царица ароматов». Тубероза традиционно используется на Гавайях в свадебных празднованиях: гирляндами из тубероз украшают жениха и невесту, в Индии — сари невесты.

 

Мускатный орех, или джайпхал, — плод мускатника душистого — тропического вечнозеленого дерева из семейства мускатниковых. Мускатный орех в определённой дозировке оказывает психоделическое воздействие на сознание, тысячелетиями он считался одним из сильнейших афродизиаков.

 

Кардамон называют царицей специй, в парфюмерии используют собственно плоды многолетнего травянистого растения Кардамон настоящий (Elettaria cardamomum (L.) Maton) семейства Имбирные. У многих народов аромат кардамона ассоциируется с теплом домашнего очага, уютом и добром.

По-настоящему великие ароматы — это некая магия, которая подвластна немногим подлинным мастерам своего дела.