«Об империях, об истории, которую я обожаю, я рассказывал языком эмоций. Я рассказывал о пленительности Жозефины или безудержной роскоши российских балов, не о датах, событиях и экономической конъюнктуре»
Он родился в Марокко, детство и юность провёл на Корсике. В молодости увлекался конным спортом и историей. Потом — химией, которой и занялся профессионально. Закончив университет, он продолжил обучение и научную работу в ISIPCA (высшее учебное заведение в Версале, где готовят парфюмеров). Та мон занимался химией душистых веществ. Позже Марк-Антуан основал собственную компанию, которая занимается изготовлением ингредиентов для создания парфюмерии. А ещё через несколько лет, в 2003 году появился парфюмерный дом Parfum d’Empire, в котором соединились любовь Марка-Антуана к истории, парфюмерии и — сексу.
Пожалуйста, расскажите нашим читателям об обучении в этом институте.
В ISIPCA я преподаю несколько дисциплин о творческой составляющей и тренировке обоняния. На этих занятиях студенты учатся слушать и описывать разные сырьевые материалы, которые используются в парфюмерии, а также тому, как строить парфюмерные композиции и оценивать их. Со своей стороны я стараюсь показать им всю насыщенность ароматов и то, что их можно воспринимать и оценивать с совершенно разных позиций. На практических занятиях я учу студентов находить и воссоздавать самые известные парфюмерные аккорды.
Была ли какая-то дисциплина во время обучения особенно сложной для Вас?
Нет, не могу назвать такой… Когда ты ведом страстью, всё проходит легко. Разумеется, многие предметы довольно сложны. Тренировка обоняние требует повышенной концентрации и хорошей памяти, создание формул требует знания классификации, а хорошая оценка возможна только благодаря глубоким знаниям парфюмерии. Но, учитывая тот энтузиазм, что всегда давал мне силы, процесс обучения был настоящим удовольствием.
Как долго длилось обучение?
Процесс обучения не заканчивается никогда, особенно в сфере парфюмерии! Парфюмер должен постоянно узнавать новые запахи и проявлять интерес к тем ароматам, что его окружают. Именно этому я стараюсь научить, но, в большинстве своём, студенты довольно ответственно относятся к этому аспекту в своей работе. Это любопытство, помноженное на знания, выливается в разработку формул, которые и кладут начало новым творениям.
Как, по-Вашему, парфюмерия меняет мир?
В этом смысле, даже будучи парфюмером, я не склонен приписывать ей какое-то сакраментальное значение или решающую роль. Совсем нет. Ароматы — это только одна капля в огромном океане жизни. Но ведь океан — это просто огромное количество капель. Это то, что позволяет делать каждый вдох с удовольствием.
А для чего она вообще нужна?
Знаете, мне не нравится лукавство в этом вопросе. Часто говорят об искусстве, самовыражении, каком-то стиле, образе, но всё это не совсем честно, на мой взгляд. Веками парфюмерией пользовались для того, чтобы увеличивать свою сексуальную привлекательность. Для того, чтобы становиться заметнее, ярче, красивее. Для того, чтобы обращать на себя внимание и соблазнять. На самом деле, в этом вопросе ничего не изменилось. Мы до сих пор наносим на себя тот аромат, который нам идёт, который будет привлекать. В этом нет ничего плохого, это не порочно, это прекрасно. Раньше мой парфюмерный дом был посвящён империям, существовавшим в разные эпохи и славившимся своей удивительной и интересной историей. Теперь я немного изменил свой подход к этому, теперь это ароматы, посвящённые действительно самой могущественной империи — империи чувств. На самом деле, они всегда были об этом. Потому что об империях, об истории, которую я обожаю, я рассказывал языком эмоций. Я рассказывал о пленительности Жозефины или безудержной роскоши российских балов, не о датах, событиях и экономической конъюнктуре.
Кстати, о России. Вы были в России несколько раз. Что Вы можете сказать об особенностях русских клиентов?
Меня всегда удивляет такое ольфакторное любопытство русских людей. Им правда интересно об этом слушать. О том, как парфюмерия создаётся и производится, как происходит перевод какой-то идеи или образа на язык аромата. Это их стремление к глубине познания, вдумчивость, желание проникнуть в самую суть — это очень несвойственно клиентам в остальном мире. Возможно, это одна из причин, по которым нишевая парфюмерия так быстро набрала популярность в России. Ещё удивительна ваша склонность к цветочным ароматам. Русским очень нравятся ароматы с нотами туберозы, жасмина или розы, и вы следите за развитием парфюмерии в этом ключе, за созданием ароматов, принадлежащих к этому семейству. Кроме того, вы в целом достаточно хорошо образованы в вопросах ароматов. Вы знаете классику, отслеживаете тенденции, имеете представление о классификации — как будто это что-то само собой разумеющееся.
Как бы Вы рекомендовали выбирать аромат себе?
А вот тут привычка всё время анализировать и работать умом может русских подвести. Это все не так делается. Выбор парфюмерии — это скорее иррациональный процесс, здесь надо чувствовать, а не думать. Обязательно наносить аромат на кожу и воспринимать его вне зависимости от его бренда, названия, упаковки и даже нот. Парфюм должен быть ваш. Он должен приносить удовольствие. Вы должны чувствовать себя в нём лучше, красивее, привлекательное. Но чувствовать, а не рассуждать о том, что «тут есть нота ванили, и это создаёт определённый образ, поэтому я буду носить этот аромат, несмотря на то, что мне с ним некомфортно». Аромат — это то, что выбирают по тому, как с этим живётся.
С Вашей точки зрения есть ли в парфюмерии какие-то тренды? Какие?
Прямо сейчас главный тренд — это сахар. Ноты, аккорды, направления. Сахар в чистом виде, сахар в составе сладостей. Сладкие фрукты, выпечка. Сейчас много парфюмов создаётся в этом ключе. И они становятся популярными, а это важно. Я всегда говорил, что единственный по-настоящему важный критерий оценки аромата — это любовь покупателя. Я не большой любитель очень «душных», слишком плотных ароматов на самом деле. Но если говорить о парфюмерном искусстве, то такие композиции позволяют реализовать некоторые интересные приёмы, поэтому мы все будем к ним прибегать.