Экспертное мнение Павла Тимофеева

Владелец салонов «Парфюмеръ» о том, что такое «нишевая» и «селективная» парфюмерия и как формируется коллекция ароматов в салонах.

Что такое парфюмерия?

Сначала давайте вспомним и поймем, что такое парфюмерия в принципе. Само слово «парфюмерия» происходит от латинского «per fumum» — через дым. В древние времена жрецы воскуривали травы и благовония, чтобы донести до богов их прекрасный аромат, ублажить, донести какое-то послание: каждому богу соответствовал свой набор благовоний. То есть, издревле считалось, что запахи способны приносить настоящее наслаждение. И,  что немаловажно, ароматам приписывались собственные свойства и качества, благодаря которым они ассоциировались с разными богами. Это имеет свои объяснения.

Во-первых, на основании своих наблюдений человек понимает, что по запаху можно кое-что понимать о разных вещах. Взрослый пахнет не так, как ребенок, женщина — не так, как мужчина, а свежая пища — не так, как несвежая. Включив логику, человек понимает, что если пища пахнет свежей, то она свежая. Конечно, обоняние у человека развито не так как, например, у собак, и ориентироваться на местности по запаху он не может, но воспринимать какие-то вещи посредством обоняния — это естественно. Во-вторых, о наслаждении, которое ароматы действительно могут приносить. Ученые считают, что в носу у человека есть чувствительный к определенным запахам орган Якобсона, связанный напрямую с отделами мозга, отвечающими за выработку гормонов, а гормоны — это то, что обуславливает наши чувства и эмоции. Получается, что вдыхаемый аромат, минуя сознание, влияет на чувства человека. То есть, правильно подобрав аромат, мы можем доставить человеку как божественное удовольствие, так и дискомфорт.

То есть, парфюмерия — это все же не просто аксессуар, а своеобразный инструмент манипуляций. И для манипуляций его использовали с древности. Например,Клеопатра, любившая воинственных мужчин, которым очень не хватало спокойствия и нежности, принимала ванные с молоком. Понятно, что запах молока— это аромат, свойственный ребенку. И подлости и коварства от женщины-ребенка никто ожидать не будет. Кроме того, она окуривала свои комнаты миррой, которая дурманила и способствовала расслаблению всех ее гостей.

Собственно, роман «Парфюмер» прекрасно демонстрирует возможности парфюмерии.

Так что по сути, аромат — это гораздо более эффектный аксессуар, чем платье. С одной стороны, это тайное оружие, которое никто не видит. С другой стороны, это то, что вдыхают люди, находящиеся рядом с вами, а значит то, что воздействует на них гораздо сильнее, чем то, что они видят. Но это все верно в том случае, если мы говорим именно о таких ароматах, которые составлялись во времена Гренуя, для которых использовались натуральные дорогостоящие эфирные масла, на создание которых уходили порой годы, те ароматы, которые создавались как настоящие произведения искусства — при огромном вдохновении и старании. И сейчас такая парфюмерия — редкость.

Что такое «нишевая» и «селективная» парфюмерия?

Во-первых, надо разграничивать понятия «селективная парфюмерия» и «нишевая парфюмерия». Это вещи пересекающиеся, но не тождественные.

Селективная парфюмерия — это ароматы высочайшего качества, созданные из самых лучших отборных ингредиентов. И, в основном, это натуральные эфирные масла, благодаря которым аромат становится априори индивидуальным: на каждой коже он раскроется по-разному, более того, на одном и том же человеке он будет звучать по-разному в течение дня, и даже по-разному звучать в разные дни: в зависимости от настроения, состояния организма и погоды.

Более того, благодаря этому ароматы обретают способность воздействовать на человека. На его подсознание, сознание, вомероназальное отверстие, мозг, гормональный уровень. Они приобретают ароматерапевтические свойства, то есть, такую парфюмерию можно использовать для того, чтобы, например, дарить себе бодрость и хорошее настроение. Нишевая парфюмерия — это парфюмерная haute couture, ароматы с безупречной композицией, с идеей, с авторской изюминкой, это произведения искусства. Каждый такой аромат — это как дорогая картина. Ценитель видит не только то, что на ней нарисовано, но и то, чего на ней как бы нет, но оно подразумевается. 

Понятно, что при таком подходе к концепции ароматов чаще всего для их изготовления используют именно отборные, самые дорогие и качественные ингредиенты, потому что это влияет на качество самого аромата. Но есть и исключения. Бывает селективная парфюмерия, которая при этом не является нишевой. То есть, достаточно простые, привычные ароматы, выполненные из ингредиентов высокого качества. Иногда люксовые брэнды выпускают отдельную линейку таких ароматов. 

Парфюмерия, представленная в наших салонах — это высочайшего класса нишевая и селективная парфюмерия, поэтому в дальнейшем я буду использовать эти слова как синонимы.

 

Как формируется коллекция ароматов в салонах «Парфюмеръ»?

Есть несколько подходов к формированию коллекции бутика нишевой парфюмерии. Первый, самый распространённый, пожалуй, это концентрация максимального количества «якорных» селективных брендов. Я не буду их называть, они всем известны уже лет 10, у всех на слуху и постоянно обсуждаются. Идут годы, меняется время, меняется требовательность и искушённость аудитории, исчерпывается идея марки, выдыхаются парфюмеры и креативные директора, да и распространённость и коммерциализация бренда не оставляет от нишевости ничего, но, тем не менее, мы продолжаем поклонение именам и названиям. Поставить на полки десяток «популярных нишевых брендов» (каким бы оксюмороном это ни казалось) — это простой, но, на мой взгляд, нечестный по отношению к покупателям и к идее селективной парфюмерии путь, который скоро сам себя исчерпает.

Второй — путь небольших в основном бутиков, владельцы которых собирают коллекцию «для себя»: подбирая ароматы и бренды, исходя из своих личных субъективных предпочтений, и, нисколько этого не скрывая и не стесняясь. В общем, в этом и нет ничего плохого, это понятная, честная и очень красивая позиция, но очень ограничивающая возможность развития. Ассортимент такого бутика интересен его владельцу и нескольким очень близким ему по духу и вкусу людям. Это просто не мой подход. Мой — третий. Я считаю, что парфюмерия должна выполнять свою функцию, её должны выбирать, покупать, наносить, носить, дарить, наслаждаться ей — именно так она живёт. Именно так ароматы выполняют то предназначение, которое вложили в них создавшие их парфюмеры. Для этого коллекция, что совершенно очевидно, должна нравиться клиентам. Понятно, что любители и ценители нишевой парфюмерии составляют небольшой процент населения. Но это, в конечном итоге, большое количество очень разных людей. Как удовлетворить их интересы? Если честно, сложно. Нужно следить за событиями, собирать информацию, мониторить новости и выставки, постоянно общаться с людьми, договариваться с новыми партнёрами, рискуя, ставить новые бренды, постоянно обновлять коллекцию и отслеживать реакцию клиентов на каждый аромат, на каждый парфюмерный дом. Но только так коллекция получается действительно полной, той, в которой без преувеличения каждый человек сможет найти ароматы по душе.

Говоря о коллекции бутика нельзя оставить без внимания тему трендов, которые в парфюмерии, безусловно, есть. Сейчас парфюмерные критики говорят о том, что наступил «год туберозы»: её разные интерпретации появились в ароматах очень многих значимых парфюмерных домов, и в нише, и в люксе, и в масс-маркете. В последние много месяцев мы видим растущий интерес к гурманским ароматам. Но я не думаю, что стоит руководствоваться трендами и намеренно составлять из них коллекцию — просто потому что если целенаправленно и системно искать актуальные и интересные ароматы, то трендовые и модные среди них обязательно окажутся.