Интервью: Анфиса Чехова

Рассказать друзьям

 

Анфиса Чехова — ярчайший пример того, что по обложке судить не стоит. В начале её телекарьеры она слыла красивой сексуальной женщиной, но о её уме, таланте или трудолюбии никто не говорил. Сейчас Анфиса, безусловно оставаясь красивой и сексуальной, известна всей стране как любимая жена и бесконечно любящая мать, популярный блогер, талантливая актриса и умнейший человек с активной гражданской позицией. Именно таков, кажется, образ той самой «настоящей русской женщины». При этом, как оказалось, Анфиса — большая любительница ароматов и на самом деле многое знает и понимает о парфюмерии, кроме того — что немаловажно и редко — она действительно тонко чувствует многие моменты, связанные с ароматами. Неудивительно, что однажды мы заметили Анфису в гостях в салоне «Парфюмеръ» в Новинском Пассаже. О своей истории любви с парфюмерией, своей коллекции и своих предпочтениях Анфиса рассказала в интервью для нашего сайта, а попутно раскрыла несколько своих секретов выбора и ношения парфюма.

— Помните ли Вы, с чего начались Ваши отношения с парфюмерией?

— С маминых ароматов, конечно. Это были «Белый лён» Yves Saint Laurent и ещё «Магнолия» Yves Rocher (я даже точно помню белый матовый флакон с розовыми цветами) — они мне ужасно нравились. И это был раритет, их «доставали по большому блату». Я очень любила их нюхать, наносить на себя, просто рассматривать. Это самое-самое первое воспоминание об ароматах.
Если говорить о парфюме, который я уже сама для себя покупала, то это уже другая история. Это было во времена студенчества, понятно, что больших денег на парфюмерию у меня не было, так про приходилось обходиться какими-то очень бюджетными вариантами. В переходе метро на Тверской были такие развалы парфюмерные, там продавались разные миниатюры. Понятия не имею, какого сорта была эта парфюмерия, откуда они её брали, что там вообще было внутри, какого это было качества. Но там я купила свой первый полноценный большой флакон.

— Какое значение для Вас имеют ароматы? Насколько они важны?

— Это неотъёмлемая часть моей жизни. Я помню все запахи, помню, как пахнут все встреченные мной люди. Города, в которых я побывала, гостиницы, квартиры — всё это остаётся в моей голове ароматными отпечатками. Я в детстве однажды забыла номер квартиры подруги и среди всех остальных одинаковых дверей её нашла именно по запаху. Прямо вот ходила и нюхала. У меня действительно очень хорошая память на ароматы и я их очень тонко чувствую. Каждый период жизни у меня ассоциируется в первую очередь с парфюмом, которым я в это время пользовалась, в этом парфюме как будто консервируется этот отрезок жизни вместе со всеми событиями и эмоциями. Поэтому — как правило — после того, как я пользовалась ароматом, я к нему не возвращаюсь. Это невозможно — как вернуться в прошлое. Некоторые из таких ароматов я храню и иногда слушаю их, чтобы вспомнить эмоции, как бы переносясь к воспоминаниям, если они относятся к очень ярко-счастливым дням. Но их немного, и это скорее разовые события. Я не пользуюсь ими регулярно.

— А как бы Вы охарактеризовали свои парфюмерные предпочтения?

— Это сложно, потому что я парфюмерный Дон Жуан. Я постоянно и легко влюбляюсь в ароматы, и влюбляюсь искренне и всем сердцем. Иногда, правда, потом так же легко разлюбляю и дарю кому-нибудь. Вследствие этой скоротечной пылкости предпочитаю небольшие объёмы, потому что иначе флаконы стоят без пользы, а я такое не люблю. Мне нравятся совершенно разные ароматы: травянистые, пудровые, фруктовые (но не все, конечно), я обожаю так называемые «запахи чистоты», горьковатые композиции, ароматы унисекс тоже иногда ношу. Не люблю очень сладкие и ярко выраженные восточные. Ещё не переношу вариант «бабушкин комод» — такое насыщенное ретро-ретро, они мне попросту не идут. У меня была стилистка, она носила Шанель №5. На ней он сидел так невероятно красиво, что я решила его себе купить, несмотря на то, что это люксовая парфюмерия, которая обычно мне не нравится. Но это всё же аромат-легенда. Чуда не произошло, мне он совершенно не подошёл, мне было в нём попросту некомфортно. Но такое бывает, если аромат не примерить, не «разносить» перед покупкой.

— Можете рассказать о своей парфюмерной коллекции?

— Коллекция могла бы быть больше, если бы я так легко не раздаривала то, что по разным причинам мне не подошло или разонравилось. Сейчас у меня около 30 ароматов. Но это «боевой арсенал», которым я действительно постоянно пользуюсь, или та самая «библиотека воспоминаний» — моя память о счастливых временах во флаконах.

— Как Вы выбираете аромат каждый день?

— Интуитивно, никаких критериев нет. Просто стою, смотрю на свои флаконы и выбираю «сегодня хочу вот так». Ну иногда, если нужно что-то бурлесковое, выбираю красивое ретро (отнюдь не все ретро-ароматы пахнут бабушкиным сундуком). Бывают какие-то очень свежие и лёгкие ароматы, которые подходят, например, для занятий спортом. Но это редкие частности. В основном — просто под влиянием минутного чувства.

— Как Вы думаете, для чего люди пользуются парфюмерией, и зачем она собственно Вам?

— Очень по-разному у всех. У меня есть знакомые, которые вообще не понимают смысла в ароматах и вообще ими не пользуются или пользуются чем-то просто «чтобы было». Для меня это история моей жизни. Это наслаждение. Ну и в конце концов я люблю вкусно пахнуть.

— Как Вы принимаете решение, что пора подобрать какой-то новый аромат, пополнить коллекцию?

— Честно говоря, каждый раз, проходя мимо подходящего магазина, я решаю, что мне пора купить новый флакон. Я стараюсь посетить магазины нишевой парфюмерии в каждой стране, где бываю. К сожалению, в Нью Йорке мне не удалось найти Aedes de Venustas, но я очень много слышала о нём, и у меня есть один из их одноимённых ароматов.

— Вы отдаёте предпочтение именно нишевой парфюмерии?

— Конечно. После того, как ты познал селектив, вся остальная парфюмерия становится как бы невкусной, очень простой, какой-то примитивной. Любовь к селективам — это такое обращение, которое уже не отменить. На самом деле, ещё до того, как я познакомилась с нишевой парфюмерией, я стала ловить себя на том, что замечаю, что весь парфюм пахнет как-то одинаково. Я знакомилась с новыми ароматами и чувствовала, что у меня уже что-то такое было. Потом я узнала несколько нишевых парфюмерных домов — тогда ещё из тех немногих, что были на рынке — Serge Lutens, Annick Goutal. Мой нос принял за меня решение уйти «в нишу», и вернуться к масс-маркету уже попросту невозможно. Это как привыкнуть к шерсти и шёлку и внезапно начать ходить в синтетике. Иногда по инерции я захожу в дьюти-фри послушать ароматы — и мне там неиллюзорно режет нос. Хотя, надо сказать, есть исключения из правил; несколько парфюмов из масс-маркета, которые есть у меня в коллекции, доставляют мне удовольствие, и ими я пользуюсь периодически. Это, например Agent Provocateur — он ассоциируется у меня с чем-то прекрасным.

— Есть ли у вас какие-то секреты выбора, хранения, нанесения ароматов?

— Однажды на одном мероприятии я встретила женщину-коллекционера парфюмерии. Она действительно очень много об этом знает, делает какие-то ароматы сама, ведёт курсы. И она рассказала, что кофейные зёрна — это неправильный способ «дать рецепторам отдохнуть.» Правильный — это подышать свежим воздухом, отвлечься, попить воды. Но для меня внезапно нашёлся другой, ещё более эффективный метод. Это было на парфюмерной выставке во Флоренции: жара, огромное количество людей, огромное количество ароматов, и обоняние конечно не справлялось. Мне помог обыкновенный спрей с морской водой, который был у меня с собой. Мгновенно освежил нос, вернул способность воспринимать ароматы просто чудесным каким-то образом. С тех пор я всегда ношу его с собой, если предстоит знакомство с парфюмом, и этот лайфхак меня не подводит. Если говорить о нанесении, то тут всё хорошо известно. Наносить на пульсирующие зоны: запястья, декольте, сгибы локтей, виски, шея. Я не наношу парфюм за ушами. Говорят, это зона выработки естественных феромонов человека, и лучше их не заглушать, кроме того, сам аромат может искажаться. Я не «растираю» парфюм после нанесения, даю ему раскрыться естественным образом.

— Думаете, аромат и соблазнение как-то коррелируют между собой?

— В деле соблазнения аромат играет огромную роль, мы выбираем партнёра в том числе по запаху, правда, в основном по запаху тела, естественному аромату человека. И, конечно, мы очень сложно организованы, и можем отдать предпочтение тому, что выбрали наши глаза, а не тому, что выбрал нос. Но всё же сам механизм определения подходящего партнёра по запаху никуда не делся.
Бывают ароматы, которые сильнее, чем другие, привлекают противоположный пол. У меня как-то был парфюм, когда я носила который, комплименты мне не делал только ленивый мужчина. Когда мои подруги его носили, тот же эффект был у них. Однажды мы даже делали об этом сюжет для передачи: как ароматы влияют на привлекательность. Так что я уверена в том, что влияют — точно. Конечно, парфюм мы выбираем в первую очередь для себя: чтобы чувствовать себя в нём комфортно, чтобы он нам нравился, но фактор привлекательности для других людей тоже необходимо учитывать.

— Может ли аромат наоборот вызвать к человеку антипатию?

— Конечно. Мне очень сложно работать с человеком, который плохо пахнет. В любом смысле. Плохой, слишком тяжёлый, слишком навязчивый парфюм меня угнетает, и от этого совершенно не убежать, все окружающие вынуждены этим дышать, и по-моему, это совершенно бестактно. При этом, у нас как-то не принято обращать на это внимание. В Америке считается нормальным и правильным подойти к человеку и сказать, что от него слишком сильно пахнет, и это мешает. В конце концов это может быть полезно не только окружающим, но и самому человеку, переборщившему с парфюмом.


— Как бы звучал аромат «Анфиса», если бы такой был создан в Вашу честь?

— Наверное, он был бы с горчинкой. При этом, чистым и свежим. В нём были бы ноты удового дерева, хвои и мандарина. И почему-то хочется сказать: мята. Я понимаю, что это всё совершенно несовместимые вещи, но в целом это отражение несовместимых казалось бы черт моего характера. Но я с ними сжилась, они формируют мою неповторимую индивидуальность. Так же эти противоположные ноты сложились бы в целостный и красивый парфюм.