Парфюмерная дегустация

Грамотно организованная парфюмерная дегустация — это не только правильный способ выбора аромата, это прекрасная возможность для знакомства с искусством парфюмерии как таковым.

Грамотно организованная парфюмерная дегустация — это не только правильный способ выбора аромата, это прекрасная возможность для знакомства с искусством парфюмерии как таковым.

Как правило, у каждой дегустации есть тема: это могут быть ароматы определённого бренда или парфюмера; парфюмерия, относящаяся к определённому семейству; ароматы, подходящие для какого-то времени или случая; это может быть и «обзорная» дегустация, во время которой участники должны познакомиться с совершенно разными ароматами; это может быть и презентация новинок сезона.

На дегустации обычно царит спокойная и уютная атмосфера, предусмотрены максимально возможные комфортные условия для всех участников мероприятия: никакие внешние факторы не должны отвлекать человека от погружения в собственные чувства.

На парфюмерной дегустации гостей обычно угощают шампанским и кофе — и это не просто комплимент гостям. Считается, что для того, чтобы «не уставать» от большого количества новых запахов, стоит пить кофе, шампанское или просто воду. Вместе с тем, рекомендуется воздержаться от сладостей перед знакомствами с ароматами, они могут помешать восприятию.

После небольшой вводной части, рассказа об ароматах, о теме, начинается, собственно, знакомство с ароматами. Для дегустации могут использоваться блоттеры, бумажные салфетки или бокалы, в которые ароматы были нанесены заранее — ни один из этих способов не достаточен и не единственно правильный. С салфеток можно понять звучание ноты головы аромата, на блоттере аромат продержится чуть дольше, и его можно взять с собой. Нанесённый заранее в бокалы, парфюм раскрывается ко времени начала мероприятия, что позволяет оценить всю красоту ноты сердца и шлейфа.

Иногда на парфюмерных дегустациях намеренно не сообщают названия ароматов и не показывают их флаконы (а иногда даже надевают участникам повязки на глаза) для того, чтобы никакая маркетинговая информация не влияла на восприятие аромата.

Уже после дегустации стоит ещё раз вернуться к тем ароматам, которые вас заинтересовали, нанести их на кожу, и уже через несколько минут после этого принимать решение об их приобретении.

ТАТЬЯНА БУЛАНОВА 

Как у Вас происходит процесс выбора аромата?

Сначала я обращаю внимание на упаковку. Потом на неизбитость аромата, он должен быть необычным — таким, чтобы я понимала, что я в нём буду выделяться, такой запах я не найду у другого бренда. Я люблю эксклюзивные ароматы, я никогда этого не скрывала. Помню, я как-то была в одной гримёрке с Тамарой Гвердцителли. Её спросили, какой у неё парфюм, и она не ответила. Это действительно очень интимный вопрос, мне кажется, женщина не должна на него отвечать. Аромат — это очень личное, это моя находка, и я не хочу, чтобы им много кто пах. Хотя я понимаю, что всё индивидуально и зависит от кожи, но, тем не менее, предпочитаю уникальность. Если я зайду в какой-то хороший парфюмерный магазин, где представлен априори достойный выбор, то в первую очередь меня привлечёт то, чего я не видела раньше. Обязательно наношу аромат на кожу и ношу его пару часов, потому что точно знаю, что примерять парфюм нужно обязательно.

Как Вы считаете: парфюмерию можно сравнить с другими видами искусства?

Конечно. Потому что это прямое воздействие на эмоции человека. Я сужу здесь по себе. Когда я захожу в парфюмерный магазин, я даже могу ничего не купить, я просто наслаждаюсь запахами. Это такой заряд положительных эмоций — то же, что посмотреть хороший фильм. Я слышала о парфюмерных компонентах, которые стоят дороже золота, о натуральных маслах, которые звучат совершенно по-разному на каждом человеке, это всё, конечно, очень сложное, филигранное искусство. При этом, есть и индустрия ширпотребной парфюмерии, и это тоже своего рода искусство, просто попсовое. А есть высокое искусство создания чего-то такого редкого и эксклюзивного.

Какие ароматы Вы выбираете для сцены?

Раньше я никогда не душилась для концертов. И я помню, что на сборных концертах всегда удивлялась тому, что мои коллеги, особенно, конечно, девушки, наносят на себя ароматы перед выступлением. Я не понимала: зачем, если этого никто в общем не чувствует. А сейчас я доросла до понимания, что это, конечно, для себя, для своего настроения. Теперь я беру с собой свой любимый аромат. Если есть — дорожный набор, если нет — даже в большом флаконе. Это очень много на самом деле: пару пшиков, и ты уже будто дышишь другим воздухом.

АНФИСА ЧЕХОВА

Вы отдаёте предпочтение именно нишевой парфюмерии?

Конечно. После того, как ты познал селектив, вся остальная парфюмерия становится как бы невкусной, очень простой, какой-то примитивной. Любовь к селективам — это такое обращение, которое уже не отменить. На самом деле, ещё до того, как я познакомилась с нишевой парфюмерией, я стала ловить себя на том, что замечаю, что весь парфюм пахнет как-то одинаково. Я знакомилась с новыми ароматами и чувствовала, что у меня уже что-то такое было. Потом я узнала несколько нишевых парфюмерных домов. Мой нос принял за меня решение уйти «в нишу», и вернуться к масс-маркету уже попросту невозможно. Это как привыкнуть к шерсти и шёлку и внезапно начать ходить в синтетике. Иногда по инерции я захожу в дьюти-фри послушать ароматы, и мне там неиллюзорно режет нос. Хотя, надо сказать, есть исключения из правил; несколько парфюмов из масс-маркета, которые есть у меня в коллекции, доставляют мне удовольствие, и ими я пользуюсь периодически. Это, например Agent Provocateur, он ассоциируется у меня с чем-то прекрасным.

Есть ли у вас какие-то секреты выбора, хранения, нанесения ароматов?

Однажды на одном мероприятии я встретила женщину-коллекционера парфюмерии. Она действительно очень много об этом знает, делает какие-то ароматы сама, ведёт курсы. И она рассказала, что кофейные зёрна — это неправильный способ «дать рецепторам отдохнуть.» Правильный — это подышать свежим воздухом, отвлечься, попить воды. Но для меня внезапно нашёлся другой, ещё более эффективный метод. Это было на парфюмерной выставке во Флоренции: жара, огромное количество людей, огромное количество ароматов, и обоняние конечно не справлялось. Мне помог обыкновенный спрей с морской водой, который был у меня с собой. Мгновенно освежил нос, вернул способность воспринимать ароматы просто чудесным каким-то образом. С тех пор я всегда ношу его с собой, если предстоит знакомство с парфюмом, и этот лайфхак меня не подводит. Если говорить о нанесении, то тут всё хорошо известно. Наносить на пульсирующие зоны: запястья, декольте, сгибы локтей, виски, шея. Я не наношу парфюм за ушами. Говорят, это зона выработки естественных феромонов человека, и лучше их не заглушать, кроме того, сам аромат может искажаться. Я не «растираю» парфюм после нанесения, даю ему раскрыться естественным образом.

Как Вы выбираете аромат каждый день?

Иногда, если нужно что-то бурлесковое, выбираю красивое ретро (отнюдь не все ретро-ароматы пахнут бабушкиным сундуком). Бывают какие-то очень свежие и лёгкие ароматы, которые подходят, например, для занятий спортом. Но это редкие частности. В основном, просто под влиянием минутного чувства.

Как Вы принимаете решение, что пора подобрать какой-то новый аромат, пополнить коллекцию?

Честно говоря, каждый раз, проходя мимо подходящего магазина, я решаю, что мне пора купить новый флакон. Я стараюсь посетить магазины нишевой парфюмерии в каждой стране, где бываю. К сожалению, в Нью Йорке мне не удалось найти Aedes de Venustas, но я очень много слышала о нём, и у меня есть один из их одноимённых ароматов.

Как правильно наносить

Есть некие «классические» или «правильные» способы нанесения аромата в зависимости от его концентрации или предназначения.

Одеколоном и освежающей водой рекомендуется пользоваться скорее как гигиеническим средством, ополаскивать или протирать ими кожу или волосы в первой половине дня.

Туалетную воду рекомендуется распылить перед собой (всего двух-трёх «пшиков» будет достаточно), а потом как бы входить в образовавшееся облачко.

Духи рекомендуется приберечь для вечера (как бриллианты их стоит надевать, когда уже зажжено электрическое освещение) и наносить на пульсирующие участки тела (запястья, шея).

Парфюмированную воду можно носить и наносить и как туалетную воду и как духи, в зависимости от того, какого звучания вы хотите достичь.

Иногда знатоки делятся неочевидными советами: можно наносить парфюм на макушку, это самая тёплая часть тела человека, и там аромат имеет шанс раскрыться наиболее ярко. Общие принципы в целом просты, понятны и подчиняются законам физики. Для того, чтобы аромат держался дольше, его нужно наносить на «прохладные» зоны: волосы, плечи. Для того, чтобы раскрывался ярче (или, например, раскрылись тяжёлые шлейфовые ноты), стоит наносить аромат на «тёплые», «пульсирующие» зоны на теле (шея, запястья). Кроме того, сухая кожа быстрее испаряет парфюм, поэтому, если вы хотите продлить их звучание, пользуйтесь увлажняющими средствами, и наносите ароматы уже после этого.

Но всё это общие рекомендации, только принципы, которые нужно иметь в виду для того, чтобы получить то звучание аромата, которого вам бы хотелось. 

Если какой-то парфюм больше нравится вам в том случае, если его «растереть» на коже — смело так и делайте (молекулы от этого не сломаются и пирамида не «разрушится»). Это огромное поле для разнообразных экспериментов: наносить парфюм с разной интенсивностью в различную погоду на разные части тела, смешивать один с другим (парфюмерные критики и этого не запрещают), чувствовать, наслаждаться и выбирать свои любимые варианты. 

 

Концентрация 

Парфюмерные продукты в основном состоят из воды, спирта и парфюмерной композиции— именно процентное содержание последней и определяет тип продукта.

Освежающая вода (Eau fraiche)

Практически не встречающийся в России продукт. Концентрация парфюмерной композиции — от 1 до 3 процентов.

Одеколон (Eau de Cologne или EDC)

Скорее гигиенический, чем ароматизирующий продукт. Процент отдушки в нём составляет от 2 до 4.

Туалетная вода (Eau de Toilette или EDT)

Пожалуй, самый распространённый парфюмерный продукт. Концентрация композиции в нём колеблется от 5 до 15 процентов.

Парфюмированная (или парфюмерная) вода (Eau de Parfum или EDP)

Переходное звено между духами и туалетной водой, концентрация: 15-20%

Духи (Perfume, Parfum, Extrait)

Самый концентрированный (и дорогой) парфюмерный продукт, в нём композиция составляет 20-30% объёма.

Традиционно считается, что по мере увеличения концентрации парфюмерной композиции аромат становится более стойким, ярким и шлейфовым, и от этого зависит, как его наносить и по какому случаю носить.

Однако это всё очень условное деление и условные рекомендации, которые работали бы в тех случаях, когда один продукт отличается от другого только концентрацией. Каждое вещество, используемое для изготовления ароматов, обладает собственной стойкостью и интенсивностью запаха — некоторые более тяжёлые, интенсивные и стойкие, некоторые — более лёгкие. Соответственно, характеристики аромата будут зависеть от того, из каких компонентов он составлен. А иногда разные «концентрации» одного и того же аромата создают разные парфюмеры в разные десятилетия.

Не стоит преувеличивать значение надписи на флаконе, стоит больше доверять своим ощущениям и своим желанием. Если что-то, названное туалетной водой, подходит вам в качестве аромата на вечер, не стоит отказывать себе в нём только потому, что это не духи. Больше пробуйте, дегустируйте, наносите, разнашивайте, прислушивайтесь к себе, экспериментируйте — по крайней мере, это способно принести удовольствие и поднять настроение.