Пожалуй, почти каждая девушка с детства мечтает о свадьбе: мы привыкли считать этот праздник одним из самых важных в своей жизни — а значит, он должен быть сказочным, идеальным, по-настоящему красивым. Продумывать детали свадьбы мы начинаем задолго до того, как встретим того мужчину, с которым готовы связать себя узами брака.
Каким будет платье? Букет? Сколько будет гостей? Какая будет звучать музыка?
Некоторые невесты не придают большого значения выбору свадебного аромата — а зря. Мы уже рассказывали на страницах нашего журнала об эффекте Пруста и особенной связи памяти и запаха. А значит, свадебный парфюм — это не просто аксессуар, который дополняет и завершает эффектный свадебный образ, он является неким воспоминанием о самом счастливом дне в жизни, хранящемся во флаконе.
Какие ароматы выбирали для себя невесты, чьи свадьбы становились громкими событиями?
Свадьба принцессы Дианы и принца Чарльза состоялась летом 1981 года и, безусловно, стала одной из самых ярких свадеб в истории. За трансляцией следили 750 миллионов человек — немыслимое число для того времени. Леди Ди прибыла к собору Святого Павла в прозрачной карете вместе со своим отцом. На самой церемонии присутствовало около 3500 человек. Легендарное платье Дианы отшивалось на 6 фабриках: из плотной тафты молочного цвета, отделанное 10 000 жемчужин, украшенное старинным кружевом 1867 года и дополненное 25‑футовым (7 метров 62 сантиметра) шлейфом — оно произвело настоящий фурор. На удачу дизайнеры даже вшили в лиф платья миниатюрную золотую подкову с бриллиантами. Туфли Дианы были по-настоящему сказочными: их производство из шелка цвета слоновой кости с использованием 132 жемчужин с гравировкой на подошве «C» (Charles) и «D» (Diana) заняло пять месяцев.
Туфли Дианы были по-настоящему сказочными: их производство из шелка цвета слоновой кости с использованием 132 жемчужин с гравировкой на подошве «C» (Charles) и «D» (Diana) заняло пять месяцев.
Образ настоящей сказочной принцессы был дополнен парфюмом Quelques Fleurs (Несколько цветков) от дома Убиган. Первая версия этого аромата вышла ещё в 1913 году и до сих пор считается одним из «парфюмерных стандартов», эталоном тонкого вкуса и выбором искушённых ценителей высокой парфюмерии. Невероятно сложный, многослойный, немного старомодный, этот парфюм идеально подошёл к образу Дианы. Композиция Quelques Fleurs включает в себя зелёные ноты, цветочные, пряные, древесные, животные ноты, ваниль, мёд и дубовый мох. Это холодный, немного пудровый и в то же время достаточно яркий белоцветный аромат — идеальный выбор идеально стильной принцессы.
Монаршие особы могут позволить себе многое. Для свадьбы Грейс Келли её будущий муж, принц Монако, заказал изготовление оригинального парфюма.
Сама свадьба состоялась весной 1956 года и стала одним из самых ярких светских событий 20 века. Платье невесты, бывшей когда-то актрисой, создала дизайнер киностудии Metro Goldwyn Mayer MGM Хелен Роуз — оно было полностью закрытым и подчёркивало лишь безупречную талию девушки. На голове Грейс была кружевная диадема (украшенная жемчугом, без единого драгоценного камня — что совсем не свойственно королевским свадьбам), а в руках она держала маленький, не соответствующий моде, букет из обыкновенных ландышей. Словом, внешне образ невесты являл собой торжество скромности, которое, однако, было иллюзорным. На изготовление платья ушло 25 метров драгоценной тафты и 100 метров шёлка, а декорировано оно было старинным бельгийским кружевом, изготовленным в начале 19 века, которое, кстати, было выкуплено женихом из музея. Кружево, в свою очередь, украсили тысячи мелких жемчужин, которые скрывали все швы и лишние складки, создавая эффект драгоценной дымки, укутавшей тело невесты.
Fleurissimo — аромат, изготовленный для монаршей свадьбы — по сути очень схож с нарядом княжны: кажущаяся лаконичность и скромность скрывают сложнейшие и роскошнейшие детали. Это классическая белоцветная композиция с тонким холодным звучанием, безупречно женственная, с роскошным пудровым шлейфом, идеально подходящая для образа невесты. В её основе были ноты бергамота, туберозы, болгарской розы, фиалки и флорентийского ириса.
Свадьба Кейт и Уильяма состоялась весной 2011 года и, бесспорно, стала самой громкой свадьбой 21 века. Её сравнивали со свадьбой родителей Уильяма: Дианы и Чарльза. При этом, Уильям не является прямым наследником престола, свадьба не была полностью государственным событием, и многие детали были оставлены на усмотрение самой пары.
Платье Кейт многие сочли оммажем платью прекрасной Грейс Келли, оно было создано Сарой Бёртон, креативным директором дома моды Alexander McQueen, и — так же, как платье Грейс — состояло из кружевного лифа и юбки. Лиф ручной работы из шёлкового тюля цвета слоновой кости был создан с использованием техники, возникшей в Ирландии в 1820‑е годы (узор на основе собирается из отдельных цветочных мотивов, вырезанных из кружева). Вуаль невесты удерживалась тиарой от Cartier, изготовленной в 1936 году и одолженной невесте королевой. Свадебный букет — миниатюрный, очень похожий на тот самый букет княжны Монако — был создан из мирта, ландышей, гвоздик и гиацинтов. Сам наряд Кейт был очень символичным, кружевные аппликации на лифе платья — это символы четырёх провинций Соединённого Королевства: английские розы, шотландский чертополох, уэльские нарциссы и ирландский клевер. Гвоздика, другое название которой, — Sweet William — это выражение любви Кэтрин к своему мужу Уильяму.
Патриотичным был и выбор аромата для невесты. Кейт Миддлтон отдала предпочтение парфюму «Белые лепестки гардении», созданному англичанином Майклом Боади. Это тоже классическая белоцветная композиция, подсвеченная яркими акцентами. В неё входят лилия, бергамот, листья чёрной смородины, ландыш, гардения, иланг-иланг, амбра и древесные породы.
Свадьба принца Гарри и Меган Маркл, состоявшаяся весной 2018 года, была необыкновенно романтичной для монарших торжеств — как и впрочем, и сама история любви молодожёнов. Фраза Гарри, сказанная невесте перед алтарём «Ты великолепно выглядишь. Мне так повезло», заставила прослезиться сотни тысяч людей во всём мире и в который раз восхититься искренностью чувств Меган и Гарри.
Меган была в лаконичном платье из тяжёлого белого шёлка с вырезом-лодочкой, созданном дизайнером модного дома Givenchy Клэр Уэйт Келлер. На изготовление пятиметровой фаты из шёлковой органзы, расшитой по краю цветочным узором, символически представляющим все 53 страны Содружества наций, потребовалось несколько сотен часов ручного труда. В узор фаты были также вплетены зимоцвет, растущий в Кенсингтонских садах, и калифорнийский мак, растущий в родном штате Мэган. Фату придерживала закругленная бриллиантовая тиара из королевской коллекции, изготовленная в Англии в 1932 году для Марии Текской.
То, что невестой английского принца стала американка с африканскими предками, — само по себе значительное событие для королевского двора и знак существенной демократизации традиций и устоев. Её платье было тоже совсем не похоже на наряды предыдущих королевских невест, оно обошлось без кружева и драгоценной отделки.
Меган Маркл — большая любительница ароматов, признавшаяся, что некомфортно себя чувствует, если не нанесёт парфюм утром. Для этой свадьбы английский парфюмерный дом Floris создал эксклюзивный аромат — стоит ли удивляться, что это был аромат-унисекс, подходящий и для жениха, и для невесты — основанный на морских и цитрусовых нотах. Однако познакомиться со звучанием этого парфюма удастся отнюдь не всем, он был выпущен очень ограниченным тиражом и более не поступит в продажу.
Елизавета Вторая тоже выходила замуж в аромате, созданном компанией Floris.
Свадьба королевы состоялась осенью 1947 года, в сложное послевоенное время, а потому не стала такой пышной, какой могла бы быть. Как писали в одном из журналов, «меню свадебных торжеств было скромным, а цветов, украша-ющих алтарь в аббатстве, было совсем немного; многие из числа приглашенных, которых было около двух с половиной тысяч, появились на церемонии в старых костюмах и шляпах, которые знавали лучшие времена».
Дизайнером свадебного платья Елизаветы II стал Норман Хартнелл — официальный кутюрье королевской семьи с 1938 года, вдохновение для создания платья он искал в живописи.
«Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и, к счастью, нашел то, что нужно: девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю эту флору на современном платье можно воссоз-дать с помощью хрустальных бусин и жемчуга», — писал в своей автобиографии Хартнелл. Речь идёт о платье Флоры на картине «Весна», которую написал Боттичелли в 1482 году.
Это кажется сейчас странным, но после войны в Великобритании действовала карточная система, а потому для создания платья Елизавете было выделено 100 дополнительных карточек на одежду. Платье, сшитое из шотландского шёлка и декорированное десятью тысячами жемчужин, А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки, было расшито букетами из флердоранжа, жасмина и белой розы Йорков, которые сочетались с колосьями пшеницы, символизировавшими плодородие. Свадебный образ невесты дополнила 5‑метровая фата из прозрач-ного тюля, атласные туфли и тиара матери. Словом, несмотря на вынужденный аскетизм и лаконичность торжества, наряд невесты был по-настоя-щему королевским — всё это время он выставляется в различных музеях и является эталоном свадебных платьев.
Достоверной информации о том, какой именно аромат от Floris был в тот день на Королеве, нет, но The Telegraph полагает, что это была парфюмированная вода «Белая роза» (что может быть символичнее в день свадьбы). Этот аромат нравится королеве тем, что напоминает ей о её любимых гвоздиках.
Известно, что для свадьбы Одри Хэпберн её любимый модный дом выпустил специальный аромат, имеющий в своём звучании альдегиды, специи, мандарин, персик, бергамот, клубнику, ирис, фиалку, нарцисс, корень ириса, иланг, ландыш, розу, амбру, мускус, бензоин, ветивер, сандал и бобы тонка. Неизвестно — для какой именно свадьбы. У Одри было их две.
Впрочем, оба свадебных наряда Одри нельзя назвать обычными — и для каждого из них безупречно подошла бы сложная и насыщенная цветочно-восточная композиция.
На первой свадьбе Одри была одета в белое платье с пышной юбкой по щиколотку, на голове у великолепной красавицы со взглядом оленёнка был цветочный венок, а на ногах — балетки. Это было действительно смелое решение для невесты в 60‑е годы.
Второй свадебный наряд Одри был ещё более экстравагантным. Ультракороткое ярко-розовое платье и косынка на голове: это было очень модным — 39‑летняя невеста была восхитительна и очень счастлива.
Однако было и третье, точнее, первое свадебное платье Одри, в котором ей не случилось пойти к алтарю.
В 1951 году Одри Хепберн была помолвлена с одним из самых видных женихов Англии — Джеймсом Хэнсоном, светским львом и будущим лордом. Но загруженность работой и постоянные разъезды обоих вынудили молодых людей отменить свадьбу. Пара разошлась, и Одри попросила сестёр-дизай-неров, создавших великолепное свадебное платье ручной работы, подарить его какой-нибудь бедной итальян-ской девушке, которая никогда бы не смогла позволить себе такую роскошь. Платье досталось некоей 20‑летней Амабилии Альтобелле, которая вышла замуж за простого итальянского фермера и прожила с ним счастливую жизнь.
Кейт Мосс на своей свадьбе, состоявшейся летом 2011 года, была в платье от своего любимого дизайнера и близкого друга Джона Гальяно. Тончайшее, почти невесомое платье цвета шампанского, изящно расшитое золотом, венок из цветов на распущенных волосах, миниатюрный букет невесты из роз и полевых ромашек, счастливые глаза и искренняя улыбка — таков был образ модели номер 1 в мире. Квинтэссенция романтики, искренности, простоты и безыскусности — и свадебный аромат был подобран безупречно для этого образа — «Колокольчик» Пенхалигонс, который Кейт описывает как «вызывающий воспоминания о влажной земле, мхе и дожде».
Свадьба умницы и красавицы Амаль Алламуддин и знаменитого холостяка Джорджа Клуни состоялась осенью 2014 года. Свадебное платье невесты сейчас выставлено в музее изящных искусств — что многое говорит о нём и о вкусе невесты. Работая над созданием платья с Оскаром де ла Рента (это был последний свадебный наряд, который дизайнер создал перед смертью), Амаль хотела, чтобы платье было в первую очередь «романтичным и элегантным» — и нужно констатировать, что этого удалось достичь. Платье классического кроя выполнено из французских кружев, украшенных жемчугом и бриллиантами, классический образ принцессы-невесты дополняет длинная вуаль.
Амаль Клуни пошла на небольшую хитрость и для своей свадьбы выбрала аромат под названием Something Blue («Что-то голубое»): согласно английской традиции на невесте в день свадьбы должно быть что-то старое, что-то новое, что-то одолженное и что-то голубое.
Ангел Victoria’s Secret, одна из самых востребованных моделей в мире, Хилари Рода для своей свадьбы выбрала, как ни странно, аромат красных роз — что, с одной стороны, расходится со свадебными традициями, с другой стороны — безупречно гармонирует с ярким и эффектным стилем Хилари.
В день свадьбы на Хилари было современное лаконичное платье кремового оттенка с контрастной изумрудной отделкой и открытой спиной, а также минималистичные (если так можно сказать о бриллиантах в 14,7 карат) серьги, то есть, образ невесты в лучших традициях высокой моды был построен на безупречной гармонии вечной классики и яркого авангарда.
Среди российских селебрити культура свадебных ритуалов и традиций вообще и культура свадебных ароматов в частности ещё только начинает развиваться, но уверенно движется в сторону западной. Восходящая звезда Ольга Бузова, например, рассказывала в одном из интервью, что они с мужем потратили много времени на выбор парфюма для свадьбы — и остановились на парных ароматах одного из нишевых парфюмерных домов.
А для свадьбы звёздного мальчика Никиты Преснякова и его невесты Алёны Красновой был выпущен специальный аромат, облачённый в роскошные флаконы с монограммами молодожёнов, который был подарен каждому гостю церемонии. Кроме того, для этой же свадьбы было создано два интерьерных аромата — каждый для своей зоны праздника.